Оценка предпринимательского потенциала

Под предпринимательским потенциалом понимается совокупность действующих предпринимателей и их деловой активности, потенциальных предпринимателей и их предпринимательских устремлений, а также бизнес-климата, способствующего или ограничивающего возможности обеих групп предпринимателей.

В рамках исследования были проведены социологические опросы в регионах страны среди предпринимателей и населения, заинтересованного в предпринимательской деятельности. Население, проявляющее интерес к предпринимательству, в данном случае, представлено физическими лицами, обратившихся в местные отделения Центров обслуживания предпринимателей и Центров поддержки предпринимателей по вопросам создания бизнеса. Целью социологического опроса было определение мотивации бизнеса и восприятия предпринимательства в целом. Проведен сравнительный анализ социокультурных характеристик населения и предпринимателей региона, а также осуществлена оценка бизнес-среды.

Всего в регионах Казахстана было опрошено 25 006 человек, из них:

• предприниматели – 7 975 человек;

• трудоспособное население – 17 031 человек.

В ходе исследования были определены индексы, характеризующие уровень предпринимательского потенциала в том или ином регионе:

• индекс предпринимательского потенциала;

• индекс предпринимательской активности;

• коэффициент смертности предприятий;                                      

• индекс мотивации.

Индекс предпринимательского потенциала

Для оценки условий ведения бизнеса в регионах Казахстана ежегодно составляется Рейтинг «Деловой климат», позволяющий определить уровень предпринимательского потенциала каждого региона.

Особенность Рейтинга заключается в том, что при анализе бизнес-среды учитывается мнение не только владельцев бизнеса, но и потенциальных предпринимателей, планирующих в ближайшем будущем открыть свое дело. Вовлечение потенциальных предпринимателей в оценку бизнес-среды позволяет получить данные, характеризующие «входные условия» в деловую среду Казахстана.

    Рейтинг «Деловой климат» включает оценку бизнес-среды по пяти основным факторам:

• административное регулирование

• государственная поддержка

• недвижимость

• человеческие ресурсы

• финансовые ресурсы 

По результатам проведенного анкетирования регионы были условно разделены на три группы по уровню предпринимательского потенциала:

• регионы-лидеры;

• регионы со средним уровнем бизнес инициативы;

• регионы-аутсайдеры.

Индекс предпринимательской активности

Индекс предпринимательской активности характеризует уровень предпринимательской активности на ранних стадиях, т. е. учитывает предпринимателей как начинающих, так и владельцев вновь созданных предприятий. Данный индекс рассчитывается как отношение количества вновь зарегистрированных предприятий на конец года на количество действующих предприятий в отчетном году.

Iп.а.= (Nз) / (Nд)

где:
Iп.а. — индекс предпринимательской активности
Nз — количество зарегистрированных предприятий за определенный период времени
Nд — количество действующих предприятий 
 

 Коэффициент смертности предприятий

Коэффициент смертности предприятий рассчитывается как отношение числа ликвидированных предприятий в отчетном периоде к общему числу всех действующих предприятий в отчетном году.

Kс= (Nл) / (Nд )

где:
Kс. — коэффициент смертности
Nл — количество ликвидированных предприятий за определенный период времени
Nд — количество действующих предприятий  
    
 Индекс мотивации
Глобальный мониторинг предпринимательства (GEM) в качестве индекса мотивации применяет отношение числа предпринимателей с высокими запросами к числу вынужденных предпринимателей. В данном исследовании для расчета индекса мотивации используются данные о добровольных предпринимателях вместо предпринимателей с высокими запросами. Подход обусловлен несущественной разницей между числом добровольных предпринимателей и лиц с высокими запросами в регионах Казахстана.

Iм= (Nдб) / (Nд )

  где:
Iм. — индекс мотивации
Nдб — количество добровольных предпринимателей
Nд — количество действующих предпринимателей
Портрет потенциальных предпринимателей Казахстана
Портрет потенциальных предпринимателей Казахстана был составлен на основе опроса, проведенного в рамках рейтинга «Деловой климат». Было опрошено 2100 респондентов из числа экономически активного населения страны в возрасте от 18 до 64 лет. Опросом были охвачены все регионы Казахстана – 14 областей и 2 города Алматы и Астана.


Социокультурный портрет населения региона
Совокупный уровень предпринимательской активности невозможно определить по отдельной стране только на базе экономических показателей, поскольку во многом данный показатель зависит от социокультурных характеристик, когда различные уровни предпринимательской активности совпадают с различными культурными кодами отдельных групп, формирующихся по национальному, этническому, религиозному и другим признакам. Причем не всегда имеет значение уровень экономического и институционального развития на территории проживания этих групп. В центре социокультурного группового развития находится индивидуальное поведение отдельных субъектов, поддерживающих принятые внутригрупповые ценности и нормы или не соблюдающих эти устои.

Для оценки социокультурных факторов была применена совокупность методик, широко применяемых в международной практике:

• Методика Хофстеде;

• Методика Инглхарта;

• Модель личности «Большая пятерка».

Основоположником теории зависимости степени развития предпринимательства от культурных ценностей является Герт Хофстеде, датский социолог. 

Хофстеде определяет шесть измерений: дистанция к власти (PDI), избегание неопределенности (UAI), индивидуализм/коллективизм (I-C), мужественность (маскулинность) / женственность (MAS), терпимость (T), долгосрочная ориентация (LTO). Распределение показателей на этих шести измерениях, составляющих многомерную систему координат, по отдельной группе и их сочетание предопределяет уровень предпринимательской активности и, в конечном счете, экономический успех группы. Каждая нация, для которой имеются данные, может быть соотнесена с каждым из этих измерений, и ее позицию можно сравнить с позицией других наций.

Каждое из шести измерений Хофстеде важно с точки зрения определения социокультурного портрета региона, однако Индивидуализм и Коллективизм являются более емкими для понимания объединяющих ценностей одной или нескольких групп. Индивидуализм описывает слабо связанные социальные рамки, человек сконцентрирован на заботе о себе и своей семье. Здесь приветствуется самостоятельность и инициативность. Коллективизм напротив существует в тесных социальных рамках, где люди надеются на группу, частью которой они являются. Люди действуют исходя из общих интересов и рассматривают себя только в рамках группы.

Методика Инглхарта

Позднее, в другом исследовании американским политологом Рональдом Инглхартом была разработана методика определения ценностей, которая приняла название «Всемирный обзор ценностей» (World Values Survey). Всемирный обзор ценностей — широкомасштабное исследование политических взглядов и культурных ценностей 100 стран. Инглхарт предложил два измерения национальной культуры: традиционные / рационально-секулярные ценности (светские ценности) и ценности выживания / самовыражения.

Традиционные ценности акцентируют внимание на важности религиозных устоев, связей между родителями и детьми, тотальном доверии власти и традиционных семейных ценностях. Люди, придерживающиеся данных ценностей, негативно относятся к разводам, абортам, эвтаназии и самоубийствам.

Рационально-секулярные ценности являются противоположными по отношению к традиционным ценностям. Общества с подобными ценностями не руководствуются религией, традиционными семейными ценностями и властью. К разводам, абортам и эвтаназии в таких обществах относятся как к элементам повседневной жизни.

Ценности выживания акцентируют внимание на экономическом благосостоянии и личной безопасности. Такие общества этноцентричны, а отношения в обществе характеризуются низким уровнем доверия и терпения.

Ценности самовыражения отдают приоритет экологическим вопросам, терпимости к иностранцам, лицам нетрадиционной  ориентации. Население в данных обществах имеет активную гражданскую позицию и участвует в политической  жизни государства. 

Согласно Инглхарту, формирование ценностей приходится на период 18-24 лет. В последующем, данные ценности формируют устойчивый социокультурный код, который подлежит изменениям только через воспроизводство человеческого капитала, например обучение. 

Основным выводом всех этих исследований является то, что различия ценностей и норм обусловлены общественным мировоззрением. При этом, именно данные ценности определяют поведение человека, в том числе его решение о создании собственного бизнеса.


Модель личности «Большая пятерка»

Идея модели личности «Большая пятерка» заключается в том, что каждый человек может быть рассмотрен через пятигранную систему координат человеческой личности, известной как OCEAN:  

• Открытость опыту (Openness)

• Сознательность (Consciousness)

• Экстраверсия (Extraversion)

• Доброжелательность (Agreeableness)

• Спокойствие (Neuroticism) 

Система OCEAN позволяет составить социокультурный портрет отдельных регионов и сопоставить их друг с другом. Преимуществом модели OCEAN в сравнении с моделью Хофстеде является возможность определения основных характеристик, отличающих портрет типичного предпринимателя от среднестатистического человека, через оценку 13 личностных качеств.



Т: -
E-mail: astana@palata.kz
Т: -
E-mail: almaty@palata.kz
Т: -
E-mail: kokshetau@palata.kz
Т: -
E-mail: aktobe@palata.kz
Т: -
E-mail: zhetysu@palata.kz
Т: -
E-mail: atyrau@palata.kz
Т: -
E-mail: oskemen@palata.kz
Т: -
E-mail: zhambyl@palata.kz
Т: -
E-mail: uralsk@palata.kz
Т: -
E-mail: karaganda@palata.kz
Т: -
E-mail: kostanay@palata.kz
Т: -
E-mail: kyzylorda@palata.kz
Т: -
E-mail: aktau@palata.kz
Т: -
E-mail: pavlodar@palata.kz
Т: -
E-mail: petropavl@palata.kz
Т: -
E-mail: shymkent@palata.kz